"Чтобы научится плавать,
я должен войти в воду,
иначе я ничему не научусь"
Август Бебель
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ВОДЕ
ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ:
ЗАДАЧИ: ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПЕРВОНАЧАЛЬНО ОСВОИТЬСЯ НА ВОДЕ, ПОЧУВСТВОВАТЬ ЕЁ СОПРОТИВЛЕНИЕ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРЕБКОВЫХ ДВИЖЕНИЙ РУК; СПОСОБСТВОВАТЬ ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ДВИЖЕНИЙ В ВОДЕ. ЗАКРЕПЛЯТЬ У ДЕТЕЙ НАВЫК СМЕЛО ВХОДИТЬ В ВОДУ И ПЕРЕДВИГАТЬСЯ В НЕЙ.
«ЦАПЛИ»
Ребёнок, войдя в воду по колени, ходит, высоко поднимая ноги.
«ДРОВОСЕК В ВОДЕ»
Ребёнок стоит, широко расставив ноги, складывает руки «в замок», поднимает их над головой, а затем резко наклоняется, опуская руки вперёд, «разрубает воду», поднимая брызги.
«КАРУСЕЛЬ»
Глубина воды сначала до колен, затем до бедра, по пояс, взявшись за руки с ребёнком, образовывают круг, начинают движение по кругу, постепенно ускоряя шаг. При этом произносят: «Еле-еле,еле-еле закружились карусели, а потом, потом, потом – всё бегом, бегом, бегом». После чего бегут по кругу. Затем произносят: «Тише, тише, не спешите, карусель остановите». Постепенно замедляют шаг со словами: «Вот и кончилась игра. Остановка – раз и два!» - останавливаются. Игра повторяется с движением в противоположную сторону. Останавливаясь, можно опускать руки и падать в воду.
«НЕ БОЙСЯ!»
На мелком месте, идя в колонне по кругу, брызгать голенью на впереди идущего.
«ПОКАЖИ ПЯТКИ»
На мелком месте опереться руками о дно, выпрямиться и вытянуть ноги назад так, чтобы на поверхности воды были видны пятки.
«БЕГОМ ЗА МЯЧОМ!»
Встать с ребёнком на берегу лицом к воде. На поверхности воды на глубине по пояс плавают мячи (круги). Их количество равно числу играющих. По сигналу играющие бегут в воду за предметами и возвращаются. Выигрывает тот, кто первым займёт своё исходное место.
«КАТАНИЕ НА КРУГАХ»
Ребёнок садится или ложится на резиновый круг (можно надеть на себя) и катается на кругу, как на лодочке, подгребая руками, как вёслами.
«ПОЙМАЙ ВОДУ»
Ребёнок стоит на месте (сначала по колени в воде) . По сигналу «Поймай воду!» он вытягивает руки вперёд, опускает в воду, соединяет под водой кисти рук, сжимает пальцы. Зачерпнув воду, ребёнок поднимает руки над поверхностью воды. Проверьте наличие воды в руках. Если вода течёт из рук, можно сказать: «Ой, какие руки дырявые, ну-ка зачерпни водички ещё раз».
«ВОРОБЫШКИ В ВОДЕ»
На мелком месте ребёнок подпрыгивает на двух ногах, стараясь, чтобы ноги во время прыжка были выше поверхности воды.
«ВОЛНЫ НА МОРЕ»
Встать напротив ребёнка на расстоянии вытянутых рук; руки отведены вправо (влево), лежат на поверхности воды. Одновременно с поворотом туловища вправо играющие проносят руки под самой поверхностью воды в противоположную сторону (ладони поворачиваются по направлению движения рук) – образуются волны. Движение продолжается беспрерывно в разные стороны.
«ФУТБОЛ В ВОДЕ»
Идя с ребёнком по кругу, разбрызгивать воду ногами на впереди идущего.
«НЕ ОПОЗДАЙ К ИГРУШКЕ»
Взрослый на мелководье держит игрушку и предлагает играющим передвигаться в сторону игрушки шагами или бегом. Кто первый дотронулся до игрушки, тот победил.
«ЛОШАДКИ»
Ходить, бегать, прыгать с ребёнком по "мелкой" воде в разных направлениях, поднимая ногами брызги.
«КРАБЫ»
Ребёнок передвигается по дну на руках влево и вправо боком.
«КРОКОДИЛЫ»
Ребёнок опирается руками о дно и передвигается вперёд, ноги выпрямлены и вытянуты назад.
«ПОЙДЁМ КУПАТЬСЯ»
Ребёнку предложить по сигналу «Пойдём купаться!» ходить и бегать в воде, обмывать плечи, руки, ополаскивать грудь, шею. По сигналу «Домой, домой!» вернуться на исходное место.
«СЯДЬ И ВСТАНЬ»
Ребёнок стоит по пояс или по колени в воде. По сигналу нужно сесть, а затем встать, не помогая себе руками (не опираясь руками о дно).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРИВЫКАНИЯ К ВОДЕ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЕЁ СВОЙСТВАМИ:
(Упражнения выполняются в паре со взрослым!)
-
Войти в воду вместе со взрослым.
-
Ходьба за руки, рядом ( в воде).
-
Ходьба с выполнением гребковых движений руками.
-
Присесть, погрузиться в воду до подбородка, до носа.
-
Передвижение по дну на руках и на мелком месте (вперёд, назад).
-
Присесть, погрузиться в воду сначала до подбородка, затем – до носа, потом с головой.
-
Передвижение по дну на руках ( вперёд, назад).
-
Присесть в воду, оттолкнуться ногами от дна и выпрыгнуть вверх.
-
Побрызгать себе лицо водой.
-
Пройти спиной вперёд, выполняя гребковые движения руками.
-
Выполнить разнообразные движения руками по поверхности воды («волны на море»).
-
Пробежать в воде за руки.
-
Упасть в воду.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОГРУЖЕНИЯ И ВЫДОХА В ВОДУ:
-
Помыть руки, лицо, полить воду на грудь и спину.
-
Присесть и погрузиться в воду по шею, до подбородка, до носа.
-
Наклониться и погрузить в воду голову до носа, затем – до глаз и, наконец, всё лицо.
-
Присесть и погрузиться в воду с головой (воспитатель также выполняет это упражнение).
-
На суше сделать вдох и выдохнуть не открывая рта (губы плотно сомкнуты). Сдуть с ладони листок бумаги, не открывая рта.
-
Выдохнуть воздух с разной интенсивностью.
-
Опустить губы в воду и выдохнуть.
-
Погрузиться в воду до уровня глаз и сделать выдох.
-
Опуститься в воду до уровня глаз и сделать выдох.
-
Погрузить в воду голову и выдохнуть, руки свободны.
-
Взять за руки товарища, сделать вдох, присесть, погрузиться в воду и выдохнуть.
-
Взяться рукой за бортик, лечь горизонтально на воде, сделать вдох, погрузиться в воду и выдохнуть.
-
Повторить то же самое – только с надувной игрушкой в руках.
Успехов Вам!