Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е. Щукина
РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с речью и мышлением ребёнка. Поэтому мы рекомендуем ежедневно выполнять с ребёнком следующие упражнения:
Катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, бусины.
Разминать пальцами пластилин.
Запускать пальцами мелкие волчки.
Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок - это бутончик цветка ( утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул и закрылся, спрятался).
Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать, в которые взрослый может просунуть свои пальцы.
Делать крепкие кулачки, которые не разожмёшь.
Двумя пальцами руки (указательным и средним) "ходить" по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадётся, потом быстро, как будто бежит. (Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.)
Показывать отдельно только один палец - указательный, затем два - указательный и средний, далее три, четыре, пять.
Показывать только один большой палец отдельно.
Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
Махать в воздухе только пальцами.
Кистями рук делать "фонарики".
Хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе.
Собирать все пальчики в щепотку: пальчики собрались вместе - пальчики разбежались).
Нанизывать крупные пуговицы, бусины, ширики на нитку.
Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).
Завязывать узлы на толстой верёвке, шнуре.
Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки.
Выкладывать разнообразные фигуры, рисунки, предметы с помощью пуговиц, палочек, гороха и другого бросового материала, который имеется на кухне у каждой хозяйки.
Закручивать крышки.
Заводить механические игрушки ключом.
Существует масса подобных упражнений, которые Вы, уважаемые родители, способны придумать самостоятельно. Желаем удачи!
РЕКОМЕНДУЕМ ПОИГРАТЬ С ДЕТЬМИ:
КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЁТ?
Игра для развития зрительно-моторной памяти.
Ведущий раскладывает на столе 5 разных предметов: например, ключ, расчёску, ручку, пузырёк клея, ножницы. Ребёнку завязывают глаза, и он должен с максимальной быстротой, но не дольше, чем за минуту, собрать эти вещи в том порядке, который указывает ведущий.
ОТГАДАЙ-КА!
Игра для развитие памяти, внимания и речи.
Задание состоит в том, что ребёнка просят выразительно описать по памяти какой-либо из находящихся в комнате предметов так, чтобы партнёры угадали. При этом нельзя смотреть на предмет и называть его. Взрослый следит за тем, чтобы назывались существенные признаки, остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо дать возможность водящему дать достаточно полное описание задуманного предмета.
БЫВАЕТ ЛИ ТАК?
Упражнение для развития внимания и умения выражать свои мысли.
Ребёнку рассказывают неправдоподобную историю, а затем спрашивают: "Бывает ли так?". Если он отвечает: " Нет", то уточняют, что именно не бывает и почему. Если же ребёнок считает всё рассказанное правдоподобным, необходимо убедиться, что он понял историю, включая её несоответствующую действительности часть. Попробуйте обсудить стихи Э. Лира из « Книги бессмыслиц":
Молодая особа, чей нос
Рос, пока до земли не дорос,
За пятак и полушку
Нанимала старушку,
Чтоб носить свой немыслимый нос.
Престарелая леди из Халла
Покупала для кур опахало
И, чтоб в жаркие дни
Не потели они,
Опахалом над ними махала.
ЗНАЧЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
учитель–логопед Потапова С. И., Обнинск, ноябрь 2012 г.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступают в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими, накладывает отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребёнка надо, как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения год от года не уменьшается, а растёт.
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослого - ошибочно. Это мнение часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотёком, без должного внимания со стороны родителей и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или иные другие недочёты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере неправильную речь как детей, так и взрослых. Воспитание чистой речи у детей – задача большой важности, и серьёзность её должны осознавать все.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Нарушения в звукопроизношении, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать это может только квалифицированная помощь специалиста.
Одним из условий нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Мы правильно произносим звуки благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом произношение звуков речи- это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребёнок проделывает массу артикуляторно - мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками ( бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребёнка; они играют роль гимнастики в естественных условиях жизни. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие. диафрагма, межрёберные мышцы).
Таким образом, артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Чтобы избежать появления недостатков произношения стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Цель артикуляцинной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Упражнения могут использоваться, начиная с раннего возраста детей в профилактических целях, а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии. Одних занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения дома с родителями.
До встречи !