Комплексная программа «Занимательный английский» для детей 4-7 лет
(срок реализации программы - три года)
В современном мире все больше возрастает роль английского языка как средства межкультурного общения. Повышенный интерес к изучению иностранных языков, современные требования, предъявляемые нашими потенциальными заказчиками - родителями - к образовательному процессу в дошкольном учреждении обуславливают необходимость создания специальной программы и обучения детей английскому языку в дошкольном возрасте. Общепризнанным фактом является и то, что раннее изучение ребенком иностранного языка положительно влияет на развитие таких качеств личности как память, внимание, логическое мышление и творческая активность, помогает быстрее овладеть родным языком.
Изучение иностранного языка не только приобщает детей к культуре народа другой страны, но помогает глубже понять свою собственную, увеличивает культурный актив страны. Сейчас совершенно ясно, что знание даже одного иностранного языка поможет ребенку в будущем эффективно реализовать себя в профессиональной деятельности, будет способствовать гармоничному, всестороннему развитию его личности, служить показателем его культурного уровня, средством самоутверждения. Все вышеизложенное раскрывает актуальность программы.
Комплексная программа «Занимательный английский» рассчитана на 3 года и предполагает проведение занятий 2 раза в неделю до 30 минут.
Структура занятия включает в себя: приветствие, фонетическую зарядку (5-7 минут), активизацию лексики, грамматических конструкций и речевых образцов (8-10 минут), первичное закрепление нового лексико-грамматического материала (5-7 минут), конец урока с элементами оценки.
Основной метод программы – игровая ситуация. В игре ребенок незаметно для себя, бессознательно, будет усваивать новые слова и выражения по таким темам как: приветствия, знакомство, животные, цвета, семья, части тела, счет еда, времена года. Также преобладают такие виды деятельности как: пение, движение под музыку, рисование. Обучение происходит в группах по 6-12 человек, в специально оборудованном кабинете.
Основной материал программы: игровые упражнения, которые помогут детям выработать правильное произношение, развить воображение, память, мышление; тематические картинки (сопровожденные подписями), песенки, стихи, просмотр мультфильмов на английском языке – послужат опорой при накоплении активной лексики и речевых стереотипов; для развития моторики, которая способствует совершенствованию речемыслительной деятельности, специально разработаны упражнения по раскраске, обводке тематических рисунков выполненных точками. Все это помогает сделать занятия яркими, интересными и запоминающимися.
Принципы обучения: занимательности, интегрированности, доступности, наглядности, естественного общения, создание первой книги My first book.
Уже после первого года обучения по программе «Занимательный английский» дети овладевают элементарными навыками аудирования изученных лексико-грамматических конструкций, связно высказываться по данной тематике, знают стихи и песенки по программе.
Задачи и цели образовательной комплексной программы «Занимательный английский»:
Обучающие - обучить дошкольников основам английской фонетики, первоначальным навыкам английской разговорной речи для решения элементарных коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики, предложенной программой.
а) речевые способности: фонематический слух, способности к догадке, к имитации, к логическому изложению, чувство языка;
б) психические функции, связанные с речевой деятельностью (речевое мышление, память, внимание, воображение, восприятие);
в) навыки практического и интеллектуального труда, познавательную активность учащихся.
Воспитательные - формировать умение общаться, воспитывать такие черты характера, как трудолюбие, активность, целеустремленность. воспитывать любовь к родному и иностранному языку, толерантное отношение к народам других стран и их культуре.
Постепенное развитие основ коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста, включает в себя следующие аспекты:
1. Усвоение и закрепление базовых навыков:
1) умение правильно, с фонетической точки зрения, повторить английские слова, т.е. формирование слухового внимания, фонетического слуха и правильного произношения.
2) накопление, закрепление и активизация словаря, без которого невозможно совершенствование речевого общения;
3) овладение определенным количеством несложных грамматических структур и построение связного высказывания;
4) умение связно высказываться в пределах тематики и ситуаций общения;
5) внимательное отношение к речи собеседника и соответствующая реакция на его вопросы.
2. Развивающий аспект – общее совершенствование речемыслительных процессов;
3. Обучение дошкольников иностранному языку должно быть коммуникативно направленным. Дети должны использовать лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения. Этой цели служат: все структуры для понимания и говорения, а также рифмовки, песенки, предназначенные для более продуктивного усвоения материала.
4. Основной задачей является динамичное развитие устной речи (говорения и понимания речи на слух).
По окончании программы «Занимательный английский» у ребенка можно выделить три уровня освоения речи:
Высокий уровень: ребенок самостоятельно описывает предмет, выделяя более пяти признаков. Свободно высказывается по изученным темам. Использует более трех прилагательных при описании. Не допускает ошибок в произношении (шипящих, свистящих, сонорных звуков) и грамматике. В рассказе использует как простые, так и сложные предложения. Знает песенки, стихи, речёвки, рифмовки.
Средний уровень: ребенок самостоятельно строит высказывания по изученным темам, описывает предмет, выделяя четыре – пять признаков. Использует два - три прилагательных при описании. Допускает небольшие нарушения в произношении (шипящих, свистящих, сонорных звуков) и одну – две ошибки в грамматике. В рассказе преобладают простые предложения. Знает песенки, стихи, рифмовки.
Низкий уровень: ребенок строит высказывания по изученным темам, описывает предмет, с помощью взрослого, выделяя один – два признака. Использует два - три прилагательных при описании. Допускает нарушения в произношении (шипящих, свистящих, сонорных звуков), ошибки в грамматике. В рассказе преобладают простые предложения. Знает песенки, стихи, речевки.
Примерная структура занятий:
1. Организационный момент – 1 минута.
2. Фонетическая зарядка 5- 6 минут.
3. Активизация материала, усвоенного на предыдущих занятиях (10 -15 минут).
4. Физкультминутка 2-3 минуты.
5. Введение нового материала 5-7 минут.
6. Проведение игр, разыгрывание сценок 5 минут.
Педагогические средства:
1. Специально организованная среда.
2. Специально организованные занятия.
3. Физкультминутки.
4. Игры (словесные, подвижные, музыкальные, пальчиковые).
5. Инсценировка сказок.
6. Праздники.
7. Работа с музыкальным руководителем.
8. Работа с родителями.
9. Диагностика и контроль.
Формы работы:
1. Разучивание стихов.
2. Разучивание песенок.
3. Инсценировка песенок, стихов.
4. Игры: словесные, дидактические, сюжетно- ролевые, подвижные, музыкальные).
5. Постановка сказок.
6. Составление ситуативных диалогов.
7. Работа с магнитной доской, рисование.
8. Просмотр мини-сюжетов по темам.
9. Прослушивание аудиозаписей на слух с опорой и без опоры на наглядность.
Каждый день обучения состоит из комплекса мероприятий, осуществляемых педагогом для формирования необходимых иноязычных умений и навыков. Этот комплекс включает себя: утреннюю гимнастику на английском языке, индивидуальную работу с одним или небольшой группой детей ( по коррекции произношения, по усвоению пропущенного материала, проведение праздников на английском языке для детей и родителей. В течение всего учебного года идет работа над проектами на английском языке. Работа над проектом « Умные игры при обучении английскому языку» в учебном году 2014- 2015 году уже началась.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
I have ten fingers (растопырить пальцы на обеих руках)
And they all belong to me , (указать на самого себя)
I can make them do things -
Would you like to see?
I can shut them up tight (сжать руки в кулаки)
I can open them wide (разжать кулаки)
I can put them together ( сложить руки ладошками друг к другу)
I can make them all hide (спрятать руки за спиной)
I can make them jump high (поднять руки над головой)
I can make them jump low (дотянуться до пола)
I can fold them up quietly (положить руки на колени)
And hold them just so. (взяться за руки и поднять их повыше)
And the snowman cried. (громко похныкать.)
His tears ran down ( провести пальцами вниз по щекам.)
On every side.
His tears ran down (громко похныкать)
Till the spot was cleared.
He cried so hard
That he disappeared. (наклониться к полу)