Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

САЙТ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА № 29

" ЛАДУШКА "

города Обнинска Калужской области

Советы педагога по речевому развитию детей

 

"Речь - убранство души"

 

Луций Анней Сенека (младший)

 

 

НОРМАТИВНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЙ

ПОКАЗАТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

 

«Говорите правильно! Следите за своей речью! Так не говорят!». Как часто мы адресуем подобные обращения нашим воспитанникам.

 

А правильно ли мы говорим сами? Всем известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи определяются той языковой средой, в которой находится ребёнок: он будет говорить точно так же, как родители, бабушки, дедушки, воспитатели и его сверстники. Нельзя отрицать и то, что культура речи – показатель общей культуры человека.

 

Что же включает в себя понятие «культура речи»? С.И.Ожигов писал: «Высокая культура речи – это умение правильно передавать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка. Но культура речи… заключается ещё и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая) и, следовательно, стилистически оправданное».

 

Можно выделить две основные группы норм языка:

  • Орфоэпические

  • Общеграмматические

Рассмотрим употребление некоторых глаголов в соответствии с нормами современного литературного языка.

 

Орфоэпические нормы:

  • ПовторИшь, повторИт, повторИм, повторИте, повторЯт (здесь и далее ударная гласная обозначается прописной буквой).

  • ЗвонИшь, позвонИшь, звонИт, позвонИт, позвонИм, звонИте, позвонИте, звонЯт, позвонЯт.

  • ВключИшь, включИт, включИм, включИте, включАт.

  • НачалсЯ, началОсь, началИсь. Завтрак началсЯ.

Общеграмматические нормы:
  •  Употребление форм повелительного наклонения глаголов:

1. Лечь – ляг, лягте.

2. Ехать – поезжай, поезжайте.

3. Лазить, лазать – не лазь (не лазьте), не лазай (не лазайте).

  •  Выбор слова на уровне смысловой и стилистической сочетаемости:

1. Надеть – одеть

 

Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или по отношению к другому лицу либо предмету (с предлогом НА): надеть пальто, туфли, перчатки, очки, кольцо; надеть шубу на ребёнка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку.

 

Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращённое на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребёнка, одеть куклу.

 

2. Есть – кушать

 

Глагол КУШАТЬ ограничен в своём употреблении. В современной литературной норме это слово не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо говорить: я ем, мы едим) В 3-м лице глагол обычно употребляется по отношению к ребёнку для выражения ласки.  Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде ( кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте звучат несколько фамильярно.

Это лишь некоторые случаи употребления глаголов, на которые Вам следует обратить внимание при общении. Ведь от того, какую речь слышит ребёнок, зависит и уровень его коммуникативно-этической культуры.

 

  

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: ПРАВИЛЬНО ЛИ ВЫ СТАВИТЕ УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ 

 

 

Ударение - это выделение одного из слогов в слове усилением голоса.

 

Буква, на которую падает ударение, выделена красным цветом.

Баловаться

Балованный

Договор

Завидно

Звонит

Запломбировать

Красивее

Камбала

Каталог

Комбайнер

Мусоропровод

Надолго

Новорождённый

Обеспечение

Простыня

Ракушка

Свёкла

Танцовщица

Феномен

Щавель

 

Грамотная речь взрослого - хороший пример для детей!

 

 

 

ИГРЫ, РАСШИРЯЮЩИЕ КРУГОЗОР И СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС РЕБЁНКА

 

 

 "ЗЕМЛЯ, ВОДА, ОГОНЬ, ВОЗДУХ"

 

Играющие становятся в круг, в середине ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: "земля", "вода", "воздух", "огонь". Если водящий сказал: "Земля!", тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово "вода" играющий отвечает названием рыбы; на слово "воздух" - названием птицы. При слове "огонь" все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

 

 

 "НУЖНО - НЕ НУЖНО"

 

Ведущий создает игровую ситуацию, например:

"Я хочу засадить огород. Капуста нужна? Грибы нужны?"

"Я иду в школу. Тетрадь нужна? Кукла нужна?"

"В саду я соберу в корзинку ..."

"Я повешу в шкаф..."

Игроки стараются как можно правильнее и полнее ответить на вопросы ведущего.

 

ИГРЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

  

 "НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО"

 

Вы называете ребенку слово, а он называет противоположное по смыслу.

 

Пример:

высоко - низко; день - ночь; можно - нельзя;

бежать - стоять; весело - грустно; богатый - бедный;

чистый - грязный; правда - ложь; земля - небо.

Кроме расширения и обогащения словаря, эта игра позволяет ребенку понять значение слова. Для этой же цели можно использовать разнообразные упражнения, в частности, на понимание пословиц, разгадывание загадок (например, умные речи приятно и слушать, - говорится тогда, когда услышали то, чего ждали, с чем согласны, что приятно слышать).

 

 

 

 ОБЫГРЫВАНИЕ СЛОВА

 

Запишите слово, например, солнце. Предложите ребенку назвать как можно больше слов, начинающихся на каждую из букв исходного слова:

С

 О

 Л

 Н

 Ц

Е

слон,

санки

огонь,

олень

ложка,

лев

нора,

небо

 цапля,

цирк

енот,

ель

 

Удачи!

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"